В бизнес-этикете особое место занимание тема дарения подарков. Все деловые презенты можно разделить на две группы: полноценные подарки и сувениры.
К недорогим и ни к чему не обязывающим вещам относятся сувениры. Их преподносят к незначительным поводам. Как правило, такие предметы ассоциируются с организацией дарителя. Это может быть что-то из выпускаемой продукции, посуда или классические канцелярские принадлежности с логотипом компании. Если предполагается, что человек будет пользоваться предметом в общественном месте, символика компании должна быть малозаметна.
Обычно сувениры презентуют рядовым сотрудникам. Они носят рекламную функцию. Если же подарок делается на более высоком уровне, к нему предъявляются строгие требования и соблюдение определенных регламентов.
VIP-презенты: основные правила
К выбору дорогого подарка следует подходить с большой ответственностью. Ведь у того, кому предназначается презент, наверняка уже все есть. Поэтому важно руководствоваться не столько пользой, сколько креативностью и оригинальность. И, конечно, не стоит забывать о личности одариваемого: его сфера деятельности, статус, степень знакомства, повод подарка и многое другое.
В качестве дорогого сувенира могут выступать самые разнообразные вещи: от представительской канцелярии до антиквариата. На таких вещах логотипов быть не должно. Ни один солидный руководитель не появится на людях с папкой, на которой изображена символика другой фирмы. Об антиквариате и упоминать не стоит…
Если подарок приурочен к какой-то торжественной дате, на нем можно сделать гравировку. Например, это могут быть часы или ручка с надписью. Главное не переусердствовать. Гравировка не должна бросаться в глаза окружающим.
Презент обязательно нужно упаковать. Часто возникают споры: допускается ли присутствие фирменного логотипа на упаковке. Если есть желание его разместить, в таком случае лучше изготовить специальную визитку и прикрепить ее аккуратной лентой.
Подарки для мужчин
Деловым женщинам, особенно если она занимает высокое положение, лучше не дарить банальные вещи. Если не знаете ее предпочтений, обратите внимание на известные мировые бренды. Кошелек Louis Vuitton или ручка Parker станут отличным подарком для любой представительницы прекрасного пола.
Женщина оценит, если презент будет именным. К примеру, на обложку ежедневника можно нанести пожелания, а на дорогой ручке выгравировать ее имя.
Выбирая подарок, всегда лучше исходить из личных предпочтений. Если она интересуется восточной культурой, можно презентовать фигурки знаков зодиака или миниатюрный сад камней. Поклонницы активного образа жизни оценят спортивный инвентарь. Для рукодельниц подойдет дорогой набор для шитья. Однако в качестве подарков должны выступать действительно качественные вещи.
Подарок иностранному партнеру
В разных странах отношение к деловым презентам разное. Например, в Англии и Соединенных штатах традиции поздравлять коллег – нет. Это расценивается как подкуп или попытка манипуляции. По этой причине иностранные партнеры даже могут отказаться принять подарок, особенно если он дорогой.
Для китайцев в порядке вещей интересоваться предварительно о том, что хочет партнер. На государственном уровне процедуру обмена подарками даже фиксируют в специальном протоколе.
В Японии преподносят презенты до начала переговоров. Таким образом, они стараются расположить партнера. Однако международный бизнес-этикет предполагает делать это в последний день встречи.
Стоит учитывать национальные особенности. Например, жители мусульманских стран не оценят даже самый дорогой алкогольный напиток. Не стоит забывать о суевериях: часы, зеркала, острые предметы. С осторожностью нужно относиться и к количеству подарков, ‒ в некоторых культурах есть «нехорошие» числа.
Процедура дарения
В деловом этикете прописаны особенности обмена подарками. Так, при встрече первый презент преподносит хозяин. Любые подарки должны быть равноценными, чтобы не возникало чувства неловкости.
Получатель обязательно должен раскрыть коробку и посмотреть содержимое. И только после этого поблагодарить. Сопровождать презент открыткой ‒ хороший тон. Важно, чтобы она была подписана собственноручно. Текст обязан содержать приветствие, поздравление и пожелания. Если партнер иностранец, открытку необходимо подписать на его родном языке.
В случае, когда подарок преподносится не лично, следует выразить благодарность по телефону или в письменном виде. Нельзя демонстрировать недовольство презентом. Отказываться также нежелательно, но такой вариант допускается.
При выборе подарка для делового партнера следует отталкиваться от его статуса и образа жизни. Главное, никогда не забывать, что дарили ранее. Повторно презентовать можно только шоколадные наборы, цветы и спиртные напитки.
Читайте также нашу статью: «Корпоративные подарки: 9 лучших идей к Новому году»