До 2014 года российский рынок курьерской доставки рос быстрее международного. Если компании, работающие по всему миру, прибавляли в объеме услуг примерно на 20% в год, то отечественные – до 30-40%.
На развитие этого сегмента влияло много факторов: снижение популярности почтовой доставки, увеличение количества документов и товаров и скорости их оборота, маркетинговая активность игроков, которые показывали и рассказывали клиентам, где им может пригодиться экспресс-доставка, когда стоит вызвать курьера.
Доставка становится все более качественной
2015 несколько изменил эту картину. Курьерские услуги остались в числе динамично развивающихся видов бизнеса, хотя скорость роста стала меньше. По разным оценкам, в ближайшие год-два объем рынка доставки будет увеличиваться примерно на 10% в год, а вот структурные и креативные изменения наберут большие обороты, чем до 2014 года. Компании будут стремиться к тому, чтобы заинтересовывать и удерживать клиентов, а последние – выберут тех и останутся с теми, с кем им наиболее выгодно, удобно и перспективно сотрудничать.
Наблюдается смена игроков. Если совсем недавно на рынке курьерских услуг доминировали транснациональные, европейские и федеральные компании, то теперь с ними успешно конкурируют предприятия, занимающиеся доставкой корреспонденции в отдельных регионах и небольшие частные фирмы, чья география – родной город, и выходить за его границы они не собираются. Есть, допустим, компании, обслуживающие только клиентов, которым нужно что-то доставить по Москве.
Рынок растет за счет частных заказчиков
Меняются категории клиентов, которым необходимы услуги курьеров. Спрос на доставку в сегменте В2В сейчас можно назвать умеренно растущим, а в В2С – стремительно растущим. Некоторые эксперты считают, что примерно через год количество частных лиц, пользующихся услугами доставки, удвоится.
Еще одна тенденция – изменение отношений между клиентами и курьерскими службами. Заказчики уже хорошо разбираются в отличиях сервиса транснациональных компаний, отечественных, работающих по западным стандартам, и чисто российских. Они требуют одинаково высокого качества обслуживания независимо от размеров компаний.
Клиенты хотят большего выбора услуг
Клиенты обращают внимание на цены и сроки доставки, дополнительные сервисы. Им хочется следить за грузом в системе онлайн, иметь возможность круглосуточной связи с фирмой-исполнителем, чтобы вызвать курьера. Им важна техническая оснащенность.
Если клиенту, например, придется выбирать между двумя курьерскими службами, у которых одинаковые цены и сроки доставки и нет очередей, он предпочтет ту, которая позволит ему выбирать способы получения заказа и оплаты. Больше заказчиков, которым надо что-то доставить по Москве, будет у компании, у которой есть помещение, где посетитель может примерить одежду и обувь из интернет-магазина перед покупкой.
Популярней станет курьерская служба с сетью офисов в удобных большинству горожан местах. Заказчик будет рад курьеру, если у него есть с собой терминал для оплаты услуги банковской картой.
Будут создаваться новые курьерские службы
Некоторые эксперты прогнозируют появление новых курьерских фирм, специально созданных для обслуживания спортивных мероприятий, особенно в городах-организаторах чемпионата мира по футболу 2018 года. Создаваться они будут в ближайший год, чтобы успеть зарекомендовать себя к событию.
Эту нишу считают привлекательной стартаперы и предприниматели, которые хотят открыть дополнительный бизнес без особых затрат. Рынок может прирасти и за счет аутсорсинга курьерских услуг, потому что для многих предприятий сейчас дешевле нанять стороннюю организацию, чем содержать собственную службу доставки.